Волжские блоги - Современный сайт Волжского
ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Очередные газовые жулики.
Нас опять посетили очередные "благодетели-защитники домов от взрыва газа". На сей раз они предлагали уже не коробочки-анализаторы, а электронные отключатели газа (!), которые врезаются прямо...
В Волжском плата за детский садик подорожает не для всех
Увеличение коснется малышей, посещающих садик менее 5 часов в день и "кукующих" в нем от 10,5 до 12 часов
Популярное
Самое обсуждаемое

Яндекс.Метрика
  • Архив

    «   Декабрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          

Романтический уик-энд с Гектором Берлиозом

Романтический уик-энд с Гектором Берлиозом.
14 февраля – праздник западно-европейских влюбленных, несмотря на всю свою антирусскость и антипатриотичность,  все таки не прошел мимо некоторых россиян, в том числе и меня, зацепил  крылышком своей валентинки. Ну а что – подумала я, -  мы же тоже вроде Европа, хоть и не западная.
И вот, накануне вечером, моя вторая половина решила подарить мне романтический вечер на  выбор. А что еще может выбрать романтическая особа с законченным классическим музыкальным образованием? Конечно - концерт классической музыки, тут вариантов, как говорится, мало. Полистав дайджест культурных событий в нашем регионе,  мой выбор пал на концерт волгоградского симфонического оркестра. В тот вечер обещали Берлиоза (Гектора), и его фантастическую во всех смыслах симфонию.
«Ну что ж, Берлиоз так Берлиоз, - смирилась моя любовь -  поклонник «русского шансона», чего только не вытерпишь ради любимой. Симфонический оркестр конечно  не Миша Круг, но и не «еперный театр», потерплю, в крайнем случае, подремлю». И мы, одевшись, как полагается, в костюмы с галстуками и платья с бриллиантами, двинулись навстречу прекрасному.
Храм волгоградского искусства встретил нас вполне дружелюбно, в фойе пахло свежесваренным кофе и пирожными, и милые, улыбающиеся контролеры в красивой форменной одежде предлагали нам программки, где была вложена информация не только о предстоящем концерте, но и обо всех концертах в ближайшие два месяца.
Надо сказать, что, с того времени, как Волгоградская филармония перебралась  из здания ДПП в Центральный концертный зал на набережной, многое изменилось. Прежде всего, радует профессиональный, четко продуманный менеджмент. Все делается в интересах зрителя - красочные буклеты и афиши, полная доступная информация, налаженная обратная связь со зрителем, количество и качество абонементов – очень многое соответствует современным тенденциям и стандартам филармоний других регионов.
Из программки мы узнали, что в концерте принимает участие солистка Елена Япарова из Санкт-Петербурга. Она исполнила с оркестром «Летние ночи» - вокально-симфонический цикл на стихи французского поэта Теофиля Готье. Предусмотрительные организаторы подготовили брошюрки с русским переводом текста, так как исполнение было на французском языке, а после концерта устроили творческую встречу артистки со зрителями, оказалось, что Елена не первый раз выступает на волгоградской сцене. За прекрасное исполнение оркестр и солистка удостоились бурными овациями и аплодисментами. Отдельная благодарность музыкантам за воплощение редко исполняемых произведений, за возможность ближе познакомиться с творчеством многих композиторов.
Музыковеды называют Берлиоза неистовым романтиком, пламенным творцом. Боль и страсть, наслаждение и отчаяние, неистовая буря эмоций – все эти оттенки имеют глубоко личный подтекст. «Фантастическая симфония» живописует нереальные грезы, немыслимые виражи сюжета, однако главная героиня была вполне реальна – это английская актриса Гарриет Смитсон. Надо отметить, что настроения, описанные в предисловии к симфонии самим композитором, а это разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность, - были вполне типичны для молодого человека того времени. Литературные    истоки симфонии, как утверждают историки,  очевидны. Можно легко установить связи со сценами из гетевского «Фауста», с произведениями Гюго и Де Квинси-Мюссе («Грезы курильщика опиума»). Музыка симфонии, на мой взгляд, более глобальна и многолика, и имеет больший смысл, чем диктуемый нам  образ, представленный  самим композитором. Первое же исполнение фантастической симфонии принесло Берлиозу известность и славу. Хотя, в копилке композитора были уже и другие произведения. Мне кажется, таким образом, Берлиоз хотел выделиться, «засветиться», как сейчас говорят, «пропиариться», написав  такое «адское» предисловие к своей симфонии: «Молодой музыкант с болезненной чув­ствительностью и с пылким воображением, безнадежно влюбленный, в припадке отчаяния отравляется опиумом. Доза, принятая им, недостаточна, чтобы вызвать смерть, и погружает его в тяжелый сон. В его больном мозгу возникают самые странные видения; ощущения, чувства, воспоминания претворяются в музыкальные мысли и образы. Сама любимая женщина стала мелодией, как бы навязчи­вой идеей, которую он встречает и слышит всюду…» Демонические атрибуты слышны в музыке только в последней заключительной части «Сон в ночь шабаша», но и эта часть заканчивается вполне торжественно и апофеозно. Если слушать только музыку этой интересной по своему новаторству симфонии, не возникает ощущение бреда и бессмыслицы, которое возникло в результате соединения прекрасной вечной музыки и стихов советской поэтессы Ахмадулиной, написанной специально к этой симфонии. Не совсем понятно, чем руководствовались составители концерта и почему они решили соединить творение Беллы и музыку Берлиоза. Но, на мой взгляд, стихи Ахмадулиной все испортили. Берлиоз только лишь грезил, выдумал сны, и музыка его вполне невинна, хотя и полна романтических страстей. Белла же описала бред  умалишенного или же героя, находящегося в опиумном забытье, представив все это в реальности. Контраст и несоответствие двух творений был настолько  очевиден, что психика стала не выдерживать, и некоторые зрители стали уходить с концерта прямо во время исполнения. У меня еле хватало сил сдерживать своего спутника, потому что считаю неприличным хождение по залу во время концерта. Тем не менее, последняя часть, все эти интересные оркестровые «штучки», применимые впервые Берлиозом, литавры, тимпаны и тутти оркестра затмили «бред» Ахмадулиной, и оставили все же приятное впечатление от концерта и от музыки великого французского романтика Гектора Берлиоза. Мы остались довольны концертом и вечером в целом. А впереди – еще немало интересных программ, и я рекомендую всем волжанам посетить концерты Волгоградской филармонии.
Ася Азарова
P.S. Автор нисколько не умаляет талант великой поэтессы Б. Ахмадулиной и ее вклад в отечественную и мировую литературу, а лишь предполагает, что трактовка Ахмадулиной может не совпадать с мыслями композитора при сочинении музыки Фантастической симфонии.e97069513a9560eb698517769de5ed59.jpg

кто куда, а мы - на концерт.

Скоро скоро уже начинается череда праздников, а в преддверии их, - и концерты. Кто-то может впервые соберется на настоящий филармонический концерт, который кардинально отличается от концертов рок-групп, поп-звезд и клубных тусовок.Предлагаю вам несложные правила поведения, чтобы ненароком не попасть впросак. Кстати, буквально на следующей неделе ожидаются два, на мой взгляд, интересных мероприятия, которые пройдут в дк октябрь. Это приезд американского дирижера 25 ноября. Согласитесь, весьма интересно услышать знакомую музыку кино в интерпретации музыканта другого менталитета с противоположного материка. Прям любопытно. Тем более, блистать на вечере будет наш любимый духовой оркестр, обворожительная Инна Касьян и любимец публики Игорь Шопин.
Другое, не менее значимое мероприятие, которое уже анонсировалось на данном сайте - это концерт, посвященный творчеству Есенина 29 ноября. Многие в прошлом году не смогли попасть на концерт из-за переаншлага - мест не хватило. Ну чтож, на этот раз, билетик купите заранее и наслаждайтесь стихами, песнями, фотографиями и общей уютной атмосферой вечера, которую обещают подарить автор проекта и все участвующие в концерте.А теперь - несложные правила.)
10 простых правил поведения на классическом концерте для «чайников» •

Завсегдатаем концертов столичных филармонии, театров и т.п. эта статья покажется глупой, ведь эти простые правила должен знать каждый, но увы… Жизнь показывает: как вести себя в филармонии знают далеко не все.

Всё чаще в последнее время поход на концерт в филармонию воспринимают как увеселительное, развлекательное мероприятие сродни походу в кинотеатр. Отсюда и отношение к концерту или спектаклю как к шоу. А оно должно быть несколько другим,более содержательным.

Итак, вот эти простые правила поведения на филармоническом вечере:

1. Приходите в филармонию за 15-20 минут до начала концерта. Что нужно успеть сделать за это время? Сдать верхнюю одежду и сумки в гардероб, посетить при необходимости туалет или курительную комнату, обязательно купить программку и прочитать её. Что такое программка? Это содержание концерта или спектакля – там по обыкновению печатается вся информация по концерту: список исполняемых произведений, сведения об авторах и исполнителях, исторические справки, продолжительность вечера, краткое содержание балета или оперы и т.д.

2. Выключайте свой мобильный телефон на время концерта (спектакля). А если вы его оставили на беззвучном режиме, то не отвечайте на входящий звонок во время звучания музыки, в крайнем случае – напишите смс, а вообще – не отвлекайтесь.

3. Проходя по ряду на своё место – идите лицом к тому, кто уже сидит. Поверьте, очень неприятно созерцать чей-то зад в нескольких сантиметрах от себя. Если же вы сидите, а мимо вас пытаются пройти, привстаньте с места и прикройте сиденье кресла. Сделайте так, чтобы проходящему человеку не пришлось протискиваться через ваши колени.

4. Если вы опоздали и концерт начался, то не рвитесь в зал, постойте у двери и подождите, пока закончится первый номер. Вы узнаете об этом по шквалу звучащих аплодисментов. Если первое произведение в программе длинное, всё-таки рискните переступить порог зала (не зря ведь вы деньги за билет заплатили), но не ищите своего ряда – садитесь на первое попавшееся место (потом пересядете).

5. Между частями исполняемого произведения (сонаты, симфонии, сюиты) не принято аплодировать, поскольку исполнение произведения ещё не окончено. Хлопающих в такой ситуации обычно единицы и своим поведением они выдаются себя за чудака, а ещё искренне удивляются, почему их аплодисменты в зале никто не поддержал. Вы раньше не знали, что между частями не хлопают? Теперь знаете! На некоторых концертах есть оркестровые менеджеры, которые подсказывают о начале и конце аплодисментов. Самое лёгкое правило: ваш хлопок не должен быть первым.
Итак аплодировать нужно:
- когда хлопают все,
- вначале, когда выходит дирижёр,
- когда исполнители кланяются,
- когда дирижёр опускает руки и кланяется.

6. Если вам, или вашему ребёнку, внезапно, захотелось выйти посреди концерта – дождитесь паузы в номерах и быстро, но тихо, выйдите, пока не зазвучала музыка. Помните, что ходя по залу во время музыкального номера, вы тем самым оскорбляете музыкантов, демонстрируя им своё неуважение!

7. Если вы хотите подарить цветы солисту или дирижёру – подготовьтесь заранее. Как только затихнет последняя нота , а зал соберётся аплодировать – смело подходите К сцене и вручайте букет! Выбегать на сцену,звать или догонять ушедшего музыканта – дурной тон.

8. Кушать и пить во время концерта, или спектакля нельзя, вы же не в кинотеатре! Уважайте музыкантов и актёров, которые работают для вас, они тоже люди, и тоже могут хотеть перекусить – не дразните их. Да и дело даже не в других, дело в вас, дорогие. Не получится понимать классическую музыку, пережёвывая чипсы. Музыку, которую играют в филармонии, нужно не только формально слушать, но и слышать, а это работа не ушей, а мозга и отвлекаться на еду просто некогда.

9. Любопытным детям! Если вас привели на спектакль в театр – не бросайте в оркестровую яму(если таковая имеется) бумажки, каштаны и камни! В яме сидят люди с музыкальными инструментами, а ваши шалости могут поранить как человека, так и дорогой инструмент! Взрослые! Следите за детьми!

10. И последнее… На филармонических концертах нельзя скучать, даже если вы считаете, что вам никогда не справиться с классической музыкой. Дело-то в том и заключается, что при необходимости нужно себя подготавливать к посещению концерта. Каким образом? Заранее узнавать программу и познакомиться с музыкой, которая будет исполняться тем вечером. Можно что-то почитать об этой музыке (это очень облегчит вам понимание), можно узнать о композиторах, желательно те же произведения и послушать. От такой подготовки ваши впечатления от концерта значительно улучшатся, а от классической музыки вы перестанете засыпать.

Соблюдайте эти простые правила, будьте вежливыми и воспитанными! Пусть вечер подарит много приятных музыкальных моментов!589471c0e85e0496379a7081f0d4cffd.jpg
создание сайтов Волгоград
16+