Волжские блоги - Современный сайт Волжского
ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Народный корреспондент: озабореный город
В любой европейской городской модели существует такая иерархия: пешеход- велосипед- общественный транспорт- личный автомобиль. Но мы- не Европа, у нас – свой путь, весь огороженный заборами ...
В мэрии Волжского опять новый молодежный вожак
Историк по образованию Валентина Чурекова за 6 лет устраивается на в седьмой раз
Популярное
Самое обсуждаемое

Яндекс.Метрика
  • Архив

    «   Ноябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  

Романтический уик-энд с Гектором Берлиозом

Романтический уик-энд с Гектором Берлиозом.
14 февраля – праздник западно-европейских влюбленных, несмотря на всю свою антирусскость и антипатриотичность,  все таки не прошел мимо некоторых россиян, в том числе и меня, зацепил  крылышком своей валентинки. Ну а что – подумала я, -  мы же тоже вроде Европа, хоть и не западная.
И вот, накануне вечером, моя вторая половина решила подарить мне романтический вечер на  выбор. А что еще может выбрать романтическая особа с законченным классическим музыкальным образованием? Конечно - концерт классической музыки, тут вариантов, как говорится, мало. Полистав дайджест культурных событий в нашем регионе,  мой выбор пал на концерт волгоградского симфонического оркестра. В тот вечер обещали Берлиоза (Гектора), и его фантастическую во всех смыслах симфонию.
«Ну что ж, Берлиоз так Берлиоз, - смирилась моя любовь -  поклонник «русского шансона», чего только не вытерпишь ради любимой. Симфонический оркестр конечно  не Миша Круг, но и не «еперный театр», потерплю, в крайнем случае, подремлю». И мы, одевшись, как полагается, в костюмы с галстуками и платья с бриллиантами, двинулись навстречу прекрасному.
Храм волгоградского искусства встретил нас вполне дружелюбно, в фойе пахло свежесваренным кофе и пирожными, и милые, улыбающиеся контролеры в красивой форменной одежде предлагали нам программки, где была вложена информация не только о предстоящем концерте, но и обо всех концертах в ближайшие два месяца.
Надо сказать, что, с того времени, как Волгоградская филармония перебралась  из здания ДПП в Центральный концертный зал на набережной, многое изменилось. Прежде всего, радует профессиональный, четко продуманный менеджмент. Все делается в интересах зрителя - красочные буклеты и афиши, полная доступная информация, налаженная обратная связь со зрителем, количество и качество абонементов – очень многое соответствует современным тенденциям и стандартам филармоний других регионов.
Из программки мы узнали, что в концерте принимает участие солистка Елена Япарова из Санкт-Петербурга. Она исполнила с оркестром «Летние ночи» - вокально-симфонический цикл на стихи французского поэта Теофиля Готье. Предусмотрительные организаторы подготовили брошюрки с русским переводом текста, так как исполнение было на французском языке, а после концерта устроили творческую встречу артистки со зрителями, оказалось, что Елена не первый раз выступает на волгоградской сцене. За прекрасное исполнение оркестр и солистка удостоились бурными овациями и аплодисментами. Отдельная благодарность музыкантам за воплощение редко исполняемых произведений, за возможность ближе познакомиться с творчеством многих композиторов.
Музыковеды называют Берлиоза неистовым романтиком, пламенным творцом. Боль и страсть, наслаждение и отчаяние, неистовая буря эмоций – все эти оттенки имеют глубоко личный подтекст. «Фантастическая симфония» живописует нереальные грезы, немыслимые виражи сюжета, однако главная героиня была вполне реальна – это английская актриса Гарриет Смитсон. Надо отметить, что настроения, описанные в предисловии к симфонии самим композитором, а это разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность, - были вполне типичны для молодого человека того времени. Литературные    истоки симфонии, как утверждают историки,  очевидны. Можно легко установить связи со сценами из гетевского «Фауста», с произведениями Гюго и Де Квинси-Мюссе («Грезы курильщика опиума»). Музыка симфонии, на мой взгляд, более глобальна и многолика, и имеет больший смысл, чем диктуемый нам  образ, представленный  самим композитором. Первое же исполнение фантастической симфонии принесло Берлиозу известность и славу. Хотя, в копилке композитора были уже и другие произведения. Мне кажется, таким образом, Берлиоз хотел выделиться, «засветиться», как сейчас говорят, «пропиариться», написав  такое «адское» предисловие к своей симфонии: «Молодой музыкант с болезненной чув­ствительностью и с пылким воображением, безнадежно влюбленный, в припадке отчаяния отравляется опиумом. Доза, принятая им, недостаточна, чтобы вызвать смерть, и погружает его в тяжелый сон. В его больном мозгу возникают самые странные видения; ощущения, чувства, воспоминания претворяются в музыкальные мысли и образы. Сама любимая женщина стала мелодией, как бы навязчи­вой идеей, которую он встречает и слышит всюду…» Демонические атрибуты слышны в музыке только в последней заключительной части «Сон в ночь шабаша», но и эта часть заканчивается вполне торжественно и апофеозно. Если слушать только музыку этой интересной по своему новаторству симфонии, не возникает ощущение бреда и бессмыслицы, которое возникло в результате соединения прекрасной вечной музыки и стихов советской поэтессы Ахмадулиной, написанной специально к этой симфонии. Не совсем понятно, чем руководствовались составители концерта и почему они решили соединить творение Беллы и музыку Берлиоза. Но, на мой взгляд, стихи Ахмадулиной все испортили. Берлиоз только лишь грезил, выдумал сны, и музыка его вполне невинна, хотя и полна романтических страстей. Белла же описала бред  умалишенного или же героя, находящегося в опиумном забытье, представив все это в реальности. Контраст и несоответствие двух творений был настолько  очевиден, что психика стала не выдерживать, и некоторые зрители стали уходить с концерта прямо во время исполнения. У меня еле хватало сил сдерживать своего спутника, потому что считаю неприличным хождение по залу во время концерта. Тем не менее, последняя часть, все эти интересные оркестровые «штучки», применимые впервые Берлиозом, литавры, тимпаны и тутти оркестра затмили «бред» Ахмадулиной, и оставили все же приятное впечатление от концерта и от музыки великого французского романтика Гектора Берлиоза. Мы остались довольны концертом и вечером в целом. А впереди – еще немало интересных программ, и я рекомендую всем волжанам посетить концерты Волгоградской филармонии.
Ася Азарова
P.S. Автор нисколько не умаляет талант великой поэтессы Б. Ахмадулиной и ее вклад в отечественную и мировую литературу, а лишь предполагает, что трактовка Ахмадулиной может не совпадать с мыслями композитора при сочинении музыки Фантастической симфонии.e97069513a9560eb698517769de5ed59.jpg

размер имеет значение?....

Размер имеет значение?...
10 декабря в ЦКиИ «Октябрь» анонсировался концерт эстрадно-симфонического оркестра «Музыкальный транзит». Но  в этот день на сцене играл другой оркестр. Нет – оркестр тот же, люди там те же, но играл этот оркестр совсем по-другому. Что произошло? откуда такие разительные перемены? Почему увертюра Моцарта из «Свадьбы Фигаро» звучала так искрометно, зажигательно, слажено, музыкально, без единой фальшивой ноты. Весь оркестр был как одна натянутая струна – собран, сосредоточен и очень внимателен к жестам …корейского дирижера Nohtae Cheol.
«А разве имеет значение, кто за пультом, кто дирижирует оркестром»- спросил меня рядом сидящий зритель. Конечно, еще как имеет. Дирижер оркестра – главный человек, от которого зависит, как будет звучать оркестр, как настроен оркестр. От мастерства дирижера зависит качество звучания  оркестра. Взмах дирижерской палочки, и музыканты становятся единым целым. Музыканты видят дирижера насквозь и чувствуют малейшие нюансы его настроения. Главная задача дирижера увлечь музыкантов, повести за собой. Оркестр — это команда. А в команде должен быть лидер, который возьмет на себя всю ответственность.
В этот вечер ответственность разделили между собой два дирижера. Первую часть – премьеру  оркестровой сюиты Г.Свиридова «Метель» - дирижировал Виктор Девочкин, а вторую часть – Моцарта и Шумана дирижировал  Nohtae Cheol.
Как говорят – «почувствуйте разницу». А разница была ощутимая. Появилась гордость за родной коллектив, за наш город в целом. Мы тоже можем, мы тоже умеем! Не хуже других. Только нужно кое-что поменять, немного исправить, и у нас все получится.
ab87dad9b26aa61ccea1e831ee28f034.jpg
создание сайтов Волгоград
16+